Методическая копилка

Конспект "Мы - исследователи настроения"

«Мы – исследователи настроения»


Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования представлений о понятии «настроение», умение узнавать, показывать эмоции и жесты, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Развивающие:

1. Создать условия для возникновения детской мотивации.

2. Стимулировать речевую активность посредством рассказа-рассуждения, своих мыслей и предположений.

3. Способствовать развитию умения «работать», договариваться и обсуждать действия.

Воспитательные: создать условия для осознания ребёнком себя как участника «общего дела».

Организация детских видов деятельности:

• совместная деятельность ребёнка с взрослым;

• исследовательская деятельность детей;

• совместная деятельность ребёнка со сверстниками;

• самостоятельная деятельность ребёнка;

• продуктивная деятельность детей.

Предварительная работа:

• рассматривание иллюстраций, картинок;

• деление на 3 команды.


Ход образовательной деятельности


Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия, задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)


Педагог-психолог привлекает детей в круг.

«А чтобы у всех было отличное настроение, поприветствует друг друга. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Поочередно дарим рядом стоящему соседу улыбку (игра заканчивается тогда, когда улыбка вернется к тому, с кого игра началась, и все будут улыбаться).

Дети приветствуют друг друга

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для принятия детьми решения


На доске расположены картинки с изображением людей с разными эмоциями


Дети совместно с педагогом-психологом рассматривают картинки и делают вывод: что одни люди - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные и т.д. и это зависит от их настроения.

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Педагог-психолог задаёт детям вопросы: «Как вы думаете, что такое настроение? Что это слово значит для вас? Что означают слова «у меня хорошее настроение» или «мне грустно?» Какое настроение бывает?

Рассуждения детей

Условия для выражения детьми своих мыслей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Детям предлагается изобразить мимикой и движениями разное настроение: веселое, грустное, злое, радостное и т.д.

Задача детей: показать эмоциональное состояние мимикой, движением, позой

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для принятия детьми решения

Основная часть

В группе организованы исследовательские столы

Педагог-психолог предлагает детям разделиться на команды, используя цветные геометрические формы подойти по группам за столы.

Дети делятся на команды

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для принятия детьми решения

Перечень материалов исследовательского стола: для первой группы – иллюстрации; для второй – книга «Волшебный замок Внутреннего Мира», «карта чувств»; Третьей группе – иллюстрации с домашними животными, природой, музыкой


Первой группе предлагается исследовать, как можно узнать настроение? (мимика, жесты, позы)

Второй группе исследовать, где находится настроение? (внутри человека: мышление, воля, характер)

Третьей группе детей исследовать, что может помочь изменить настроение?

Рассматривают сюжетные картинки

Самостоятельно рассуждают

Составляют схемы


Побуждать детей к речевому общению между собой

Условия для принятия детьми решения


После чего все встречаются в «Клубе исследований настроения».

Представляют результаты схем-исследований

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Экран настроения по итогам. Предложены цветные овалы

Взрослый сообщает: оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;

желтый     –  веселое настроение – хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

голубой        –   спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, почитать интересную  книгу, посмотреть в окно;

розовый –  мечтательное настроение; когда хочется помечтать о чем-то хорошем и добром;

серый –  неопределенное настроение, когда трудно понять свое настроение и не слишком  хорошее, и не слишком плохое;

оранжевый – озорное настроение, когда хочется пошалить немного;

коричневый – грустное, печальное настроение; настроение – я злюсь, я обижен;

черный –  сердитое, злое настроение.

Условия для взаимодействия детей друг с другом

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности


Завершение образовательной деятельности

Рефлексия

Итог: переход к ОДРМ (образовательной деятельности в ходе режимных моментов)

Психолог:

Дети, трудно было исследовать настроение? Что было интереснее всего? Что вы для себя открыли? Что вам пригодится в школе?

Да, ребята, спасибо, что вы меня поняли.

Я думаю, что подарила вам секрет, как стать хозяином своего внутреннего мира.

Ответы детей

Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности

Побуждать детей к дальнейшей поисковой деятельности



Подарок от педагога Сказка «Волшебный замок Внутреннего Мира» (на основе сказок И.В. Вачкова)