Конспект "Мы - исследователи настроения" |
«Мы – исследователи настроения»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: создать условия для формирования представлений о понятии «настроение», умение узнавать, показывать эмоции и жесты, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
Развивающие:
1. Создать условия для возникновения детской мотивации.
2. Стимулировать речевую активность посредством рассказа-рассуждения, своих мыслей и предположений.
3. Способствовать развитию умения «работать», договариваться и обсуждать действия.
Воспитательные: создать условия для осознания ребёнком себя как участника «общего дела».
Организация детских видов деятельности:
• совместная деятельность ребёнка с взрослым;
• исследовательская деятельность детей;
• совместная деятельность ребёнка со сверстниками;
• самостоятельная деятельность ребёнка;
• продуктивная деятельность детей.
Предварительная работа:
• рассматривание иллюстраций, картинок;
• деление на 3 команды.
Ход образовательной деятельности
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия, задачи |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) |
|||
Педагог-психолог привлекает детей в круг. «А чтобы у всех было отличное настроение, поприветствует друг друга. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Поочередно дарим рядом стоящему соседу улыбку (игра заканчивается тогда, когда улыбка вернется к тому, с кого игра началась, и все будут улыбаться). |
Дети приветствуют друг друга |
Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения |
|
На доске расположены картинки с изображением людей с разными эмоциями |
Дети совместно с педагогом-психологом рассматривают картинки и делают вывод: что одни люди - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные и т.д. и это зависит от их настроения. |
Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности |
|
Педагог-психолог задаёт детям вопросы: «Как вы думаете, что такое настроение? Что это слово значит для вас? Что означают слова «у меня хорошее настроение» или «мне грустно?» Какое настроение бывает? |
Рассуждения детей |
Условия для выражения детьми своих мыслей Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности |
|
Детям предлагается изобразить мимикой и движениями разное настроение: веселое, грустное, злое, радостное и т.д. |
Задача детей: показать эмоциональное состояние мимикой, движением, позой |
Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения |
|
Основная часть |
|||
В группе организованы исследовательские столы |
Педагог-психолог предлагает детям разделиться на команды, используя цветные геометрические формы подойти по группам за столы. |
Дети делятся на команды |
Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для принятия детьми решения |
Перечень материалов исследовательского стола: для первой группы – иллюстрации; для второй – книга «Волшебный замок Внутреннего Мира», «карта чувств»; Третьей группе – иллюстрации с домашними животными, природой, музыкой |
Первой группе предлагается исследовать, как можно узнать настроение? (мимика, жесты, позы) Второй группе исследовать, где находится настроение? (внутри человека: мышление, воля, характер) Третьей группе детей исследовать, что может помочь изменить настроение? |
Рассматривают сюжетные картинки Самостоятельно рассуждают Составляют схемы |
Побуждать детей к речевому общению между собой Условия для принятия детьми решения |
После чего все встречаются в «Клубе исследований настроения». |
Представляют результаты схем-исследований |
Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности |
|
Экран настроения по итогам. Предложены цветные овалы |
Взрослый сообщает: оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Каждый лепесток – разное настроение: красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры; желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему; зеленый – общительное настроение – хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними; голубой – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, почитать интересную книгу, посмотреть в окно; розовый – мечтательное настроение; когда хочется помечтать о чем-то хорошем и добром; серый – неопределенное настроение, когда трудно понять свое настроение и не слишком хорошее, и не слишком плохое; оранжевый – озорное настроение, когда хочется пошалить немного; коричневый – грустное, печальное настроение; настроение – я злюсь, я обижен; черный – сердитое, злое настроение. |
Условия для взаимодействия детей друг с другом Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности |
|
Завершение образовательной деятельности |
|||
Рефлексия Итог: переход к ОДРМ (образовательной деятельности в ходе режимных моментов) |
Психолог: Дети, трудно было исследовать настроение? Что было интереснее всего? Что вы для себя открыли? Что вам пригодится в школе? Да, ребята, спасибо, что вы меня поняли. Я думаю, что подарила вам секрет, как стать хозяином своего внутреннего мира. |
Ответы детей |
Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности Побуждать детей к дальнейшей поисковой деятельности |
|
Подарок от педагога Сказка «Волшебный замок Внутреннего Мира» (на основе сказок И.В. Вачкова) |