Методическая копилка

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Виды готовности к школе


Физическая готовность

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста  не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Нравственная готовность

 умение строить отношения с учителем;

 умение общаться со сверстниками;

 вежливость, сдержанность, послушание.

 отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Психологическая готовность

 это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

 это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

 умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

 это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Развитие школьно-значимых психологических функций:

 развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

 пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);

 координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

 развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

 развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

 развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Мыслительная готовность:

Наиболее важные показатели - это развитие мышления и речи.

 Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

 Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

 Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

 Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.


Для успешного обучения в школе необходимо развитие следующих функций у ребенка:

Развитие речи. Разговаривать с ребенком, обязательно задавать ему вопросы, терпеливо ждать ответ.

Просить ребенка составлять рассказ по наборам сюжетных картинок, о событиях сегодняшнего дня, например, рассказать папе или маме как прошла прогулка с бабушкой или другим взрослым. Уточняйте подробности, просите больше описаний, наблюдений.

Важно постоянно пополнять лексический запас ребёнка, даже сложными словами. Обязательно тренируйтесь на скороговорках.

Внутри семьи старайтесь говорить медленно, грамотно, четко проговаривая слова.

Развитие памяти и внимания. Пересказ знакомого рассказа или сказки.

Заучивание стихотворений.

Восприятие информации через слух путем прослушивания аудиокниг, песен, иностранной речи (особенно, если ребенок билингвальный).

Повторение некоторой последовательности действий, показанной взрослым (а, может, другим ребенком), например, медленная последовательность движений какого-то танца.

Поиск отличий в похожих картинках.

Развитие воображения. Любые виды творческой деятельности – рисование, лепка, аппликации.

Придумывание историй, разыгрывание спектаклей с участием кукол, мягких игрушек или специально сделанных взрослым персонажей, изготовленных из подручных средств.

Решение задач, где требуется дорисовать недостающую часть рисунка.

Развитие логики, мышления, проведения логических операций. Решать головоломки. Можно подобрать специальные игры типа «Пятнашек» или «Кубик-рубика» или детские альманахи, включающие загадки, ребусы, головоломки, шарады, кроссворды.

Использовать простейшие логические игры на анализ и/или сравнение предметов при помощи специальных пособий или воссозданных взрослым игровых ситуаций.

Подвижные игры: «Съедобное-несъедобное», «Казаки-разбойники», различные квесты.

Подготовка ребенка для чтения, письма и счета. Практиковать совместное взросло-детское чтение.

Считать бытовые предметы, деньги при посещении магазинов, аптек, банков.

Разучивать буквы алфавита, учиться обводить их по трафарету, а затем писать самостоятельно.

Побуждать ребенка сосчитать или прочитать что-то.


ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ


1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свое село, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30-35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.