Методическая копилка

Работа с педагогическим коллективом

     Вашему вниманию представляю материал – опыт работы с педагогическим коллективом.

Работа состоит из диагностики трудовой мотивации сотрудников учреждения, из результатов которой разработана программа психологического тренинга с педагогами на повышение трудовой мотивации.

     Методики исследования:

1. Методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир).

По результатам проведенной методики на первом месте – внешняя положительная мотивация. Что свидетельствует о том, что у большинства испытуемых на мотивацию влияют внешние факторы, такие как: деньги, карьера, статус, признание, престижные вещи, возможность путешествовать.

На втором месте – внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация - это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше.

На третьем месте – внешняя отрицательная мотивация.

2. Методика определения направленности личности (Б. Басс).

По результатам данной методике выявлено, что на первом месте направленность личности у испытуемых – направленность на себя. Личная направленность, или направленность на себя, характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к первенству и престижу. Такие люди, чаще всего, бывают, заняты сами собой, мало реагируют на потребность окружающих его людей, безразличны к коллегам.

На втором месте – направленность на задачу. Деловая направленность, или направленность на задачу, проявляется в увлечении индивида самим процессом работы, выполнения задания. Человек в этом случае ориентируется на сотрудничество с коллективом, добивается наибольшей продуктивности труда.

Третье место – направленность на взаимодействие. Направленность на взаимодействие проявляется в стремлении человека поддержать хорошие отношения с коллегами по работе, в повышенном интересе к совместной деятельности, хотя одного этого недостаточно для успешного выполнения задания.

3. Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса.

4. Методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса.

По результатам методик Т. Элерса у 44% педагогов преобладает мотивация к достижению успеха, а у 56% - мотивация избегания неудач.

Людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.


Психологический тренинг «Ключи к успеху»


Цель: повышение трудовой мотивации педагогов.

Задачи:

1. Повысить внутреннюю мотивацию педагогов;

2. Повысить направленность личности сотрудников на задачу.


1. Игра «Пять шагов»


Смысл упражнения – повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6 – 12 участников). Среднее время на игру – 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, оформиться на интересную работу, а может даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), материальное положение и социальный статус. Это все также кратко выписывается на доске.

3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.


2. Игра-проект для педагогов


Основной целью этой игры является развитие у педагогов умения «действовать» интеллектуально и практически, т.е. решать задачи управления деятельностью, понимать особенности процесса развертывания человеческой деятельности рефлексируя собственный опыт.

Основные задачи, в связи с поставленной целью:

 заинтересовать педагогов работой такого рода (важно затронуть «профессиональные» чувства; так, чтобы проектная работа воспринималась как профессионально важная и необходимая);

 помочь педагогам освоить общую технологию создания проектной программы и ее реализации.

Ход игры. При входе в зал каждый участник тянет жребий и становится членом одной из рабочих групп. В зале все рассаживаются общим кругом, но по группам.

После объявления цели работы педагогам предлагается заслушать два небольших сообщения. Первое сообщение имеет идеологически-мотивирующий характер. В нем, обращаясь к опыту всего прогрессивного человечества, убедительно доказывается значение тех форм работы с детьми, которые формируют у них свойства Человека-деятеля (человека, ставящего перед собой осознанные и ценностно-окрашенные цели и достигающего их в процессе деятельности). Второе сообщение касается самого понятия «проект» и основных этапов проектной работы. Проектная работа имеет следующие этапы:

 постановка проблемы;

 формулирование цели проекта и предполагаемого результата;

 формулирование задач проекта;

 определение основных направлений работы в рамках проекта;

 определение этапов работы над проектом;

 определение предполагаемых сроков, сметы и конкретных ответственных лиц;

 реализация проекта;

 оценка полученного результата в свете поставленной цели;

 определение перспектив развития проекта.

Участникам сообщается, что им предлагается на семинаре «прожить» большую часть проектной деятельности, а именно те ее этапы, которые касаются собственно планирования. Каждой группе предлагается конверт с практической проблемой, которая реальна для школы, листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Участники ставятся в известность о времени работы (приблизительно 40-50 минут), после чего каждая группа должна представить результаты своей работы.

Для проектной разработки можно использовать следующие проблемы.

1.  «У многих государственных и частных детских садов крупных городов России в настоящее время имеются свои сайты в Интернете. Как правило, они многофункциональны и позволяют решать много задач: рекламных, информационных, формируют общее пространство общения и т.д. Вопрос создания сайта нашего детского сада весьма актуален».

2. «Значительная часть времени суток наших детей протекает в детском саду. В том числе именно в детском саду они питаются большую часть дня. Не секрет, что многие дети плохо принимают ту кухню, которая, с точки зрения взрослых, является для них оптимальной. В настоящее время актуальной стала проблема изменения системы питания. Как вариант предлагается «шведский стол».

Можно предложить и другие проблемы, касающиеся оформления территории школы или школьного холла и т.п.

Ведущие семинара, присоединяясь к работе то одной то другой команды, помогают, стимулируют, объясняют.

После завершения обсуждения проектов группы по очереди получают слово. После выступления каждой группы остальные участники и ведущие задают вопросы, уточняют информацию.

На этом этапе важно, с одной стороны, поддержать людей, показать положительные, творческие моменты их работы, а с другой – помочь всем участникам довести проекты до уровня продуманных, логически выстроенных планов.

Следующим этапом работы является обсуждение игры. Вопросы могут быть следующие: удалось ли прояснить для себя, что такое проектная работа? Есть ли место такой работе в вашей профессиональной деятельности в школе? Появились ли идеи относительно конкретных тем проектов? Имеет ли проектная работа педагогическую ценность и какую?

Очень важно, если участники на собственном опыте убедятся, насколько важно «прожить» какую-либо идею или проблему для того, чтобы сделать ее личностно значимой.


3. Упражнение «Мотивация»


Цели: включить участников в совместную групповую деятельность; выявить мотивацию и готовность каждого из участников к продуктивной совместной работе; выявить и поддержать Я-концепцию участников, а также сделать ее достаточно понятной для других; предоставить участникам возможность сравнить уровень своей самооценки с оценкой своих способностей и возможностей окружающими.

Время проведения: 60 минут.

Упражнение проводится в три этапа.

На первом этапе ведущий предлагает каждому из участников нарисовать следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него такие особенности вашей личности, которые вам кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что, с вашей точки зрения, они не нужны и, более того, являются даже неуместными. На эту процедуру отводится 20 минут.

На втором этапе участникам предлагается по очереди представить свои схемы. Остальные участники могут поделиться своими впечатлениями от увиденного. На обсуждение отводится 15-20 минут.

Обсуждение представленных схем строится вокруг двух центральных вопросов:

 Какими личностными проявлениями надо пожертвовать во время работы?

 Какие свойства личности все же можно интегрировать в профессиональную жизнь?

Наиболее острые этапы обсуждения снимаются на пленку.

Третьим этапом является демонстрация участникам видеопленки и обсуждение наиболее ярких стилей ведения дискуссии (20-25 минут).


4. Упражнение «Звездный час»


Цель: помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.

Более оптимально проводить упражнение в подгруппе. По времени оно может занять около 20-40 минут, но если получится интересная дискуссия, то времени потребуется больше.

В самом общем плане участники игры пытаются выделить и обсудить различные «радости» жизни и работы, наиболее характерные для представителей тех или иных профессиональных и социальных групп общества.

1. Каждому игроку дается задание: «Придумать наиболее интересный для себя профессиональный или жизненный стереотип. На отдельном листочке в течение 5-7 минут написать название этого стереотипа и выписать 2-3 наиболее характерных счастливых мгновений из жизни этого стереотипа (это своеобразная разминка перед основным упражнением). Предлагается каждому представить себя на месте этого стереотипа с тем, чтобы в игровом ситуации рассказать кому-то о том, как у него все прекрасно, т.е. похвастаться, какой Он молодец и как у него все здорово...». Важно подумать и о том, как (с помощью каких слов и типичных манер поведения) убедительнее представить загаданный стереотип.

2. Далее выбираются два игрока-добровольца и разыгрывают небольшую сценку в течение 5-10 минут, в которой по очереди , А может даже и мешая друг другу (как в жизни), начинают хвастаться своей прекрасной жизнью и работой, но называя не саму работу, а наиболее характерные радости с этой работой связанные. В этом своеобразном соревновании необходимо сыграть более счастливого человека.

3. После этого каждый пытается с двух попыток назвать (угадать) тот стереотип, который изображался его напарником, а дальше организуется небольшое общее обсуждение того, насколько достоверно удалось каждому изобразить свой загаданный стереотип. При этом важно учесть не только слова и факты, подтверждающие «счастье» да иного стереотипа, но и саму манеру разговора, интонации и прочие характерные для разных стереотипов проявления (если ведущий напомнит и об этом, то обсуждение получится полезнее и интереснее).


5. Упражнение «Дом – работа»


Цель: Дать участникам возможность определить свой будущий путь.

Инструкция:

На листе А4 или тетрадном листе сделать 2 колонки, одна называется «Дом», вторая «Работа». После чего в каждой колонке напишите как можно больше стилей поведения, как вы себя ведёте в тои и в другом месте.

К примеру, вариант: «я всегда дома...», «я на работе всегда...». Списки составляются индивидуально каждым участником, после чего происходит общее обсуждение всей группой.

В процессе самого обсуждения затрагиваются и анализируются отдельные моменты, такие как: одинаковые черты, противоположные черты, одни и те же качества, как можно оценить отсутствие одинаковых черт.

 Какой из списков был составлен быстрей и легче?

 Должны ли эти списки совпадать? Почему?

 Какую информацию дают эти списки для участника, приемлемо ли такое отношение к работе дому?

В заключении можно обсудить важность поведения на работе и поведения в доме. Свободная дискуссия участников позволит увидеть разные стороны и мнения, что в последующем поможет участникам при планировании профессионального становления.


6. Упражнение «Умения вести разговор»


Цель: Неуверенным в себе людям часто не хватает элементарных коммуникативных навыков. Это упражнение, взятое из работы Келли (Kelley, 1978), снимает напряжение, возникающее при необходимости вступить в разговор, и позволяет попрактиковаться в коммуникативных умениях.

Процедура: Группа разбивается на пары. На первом этапе работы один из партнеров задает другому открытые вопросы, требующие развернутого ответа. (Вопрос «Ты участвуешь в профессиональных конкурсах?» является закрытым, а вопрос «Какие у тебя профессиональные цели на ближайшее время?» – открытым.) Тот, кто отвечает, включает в свой ответ любую информацию о себе – не обязательно имеющую прямое отношение к заданному вопросу. Каждый из партнеров остается в своей роли в течение пяти минут. Затем они меняются ролями, чтобы каждый получил возможность поупражняться в постановке открытых вопросов и в умении отвечать на такие вопросы, сообщая при этом произвольно выбираемую информацию.

На втором этапе упражнения один из участников каждой пары начинает с того, что рассказывает что-нибудь о себе или описывает какой-то свой личный опыт. Второй старается поддержать разговор либо, прося пояснить, либо перефразируя. Например, если первый говорит: «Вчера вечером я нашел в интернете много профессиональных конкурсов», второй может продолжить: «Ты имеешь в виду, что был удивлен тем, как много их бывает и есть возможность в них участвовать?». Через пять минут участники диалога меняются ролями.

Между двумя этапами работы надо предусмотреть время на то, чтобы ее участники могли обменяться впечатлениями и рассказать друг другу о возникших у них трудностях. По мере того как участники будут приобретать все большую способность и готовность к самораскрытию, они будут осваивать умение задавать вопросы, предусматривающие больше возможностей для ответов. Умение вести разговор можно приобрести, осваивая технику активного слушания.


     Вывод: после проведенного тренинга по результатам повторной диагностики у педагогов значительно повысилась трудовая мотивация.

Педагоги активно стали одерживать победы в профессиональных конкурсах, 12 человек успешно прошли аттестацию и получили первую квалификационную категорию.