Методическая копилка

Родительское собрание

«Я принимаю тебя таким, какой ты есть»


Цель:

• формирование у родителей адекватной позиции по отношению к ребенку в системе «мы и наш ребенок»;

• расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.

2. Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.

3. Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.

4. Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.

5. Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.


Ход родительского собрания


1. Мини-лекция

Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь…(драться, лениться, губить), не начнешь…(хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)».

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка – и он укрепится в добре, накажешь – и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевание.


2. Упражнение «Знакомство».

• «Назови себя, расскажи о своем ребенке».

• «Какая вы для него мама?»

• «Мой любимый цвет и почему?»


3. Упражнение «Поиграем в ассоциации».

Ведущий с микрофоном подходит к каждому и просит закончить начатое предложение:

• Мой ребенок, мне…

• Я взяла и поставила ребенка в угол и подумала…

• В детстве я однажды…

• Ребенок для меня…

• В моем ребенке есть недостатки, но…

• Пожалуй, единственное, чего мне не хватает сейчас….

• Как здорово, что в моей жизни есть…

• Мне в моей жизни встречались…

• До сих пор помню, как…

• Была ситуация, когда…

• Если уж на кого можно положиться…

• Это было давно, но я…


А теперь ответьте, пожалуйста на вопрос:

- Какие чувства вызвало это упражнение? (По кругу.)


4. Упражнение «Круг нашей жизни».

Задание. Изобразить срез одного типичного дня. Сколько времени уходит на сон, на работу, на общение с друзьями, с супругом, на досуг, на одиночество, на самообразование, на общение с ребенком.

Штриховкой условно разделить круг на 4 части (по 6 часов).


Обсуждение:

• Довольны ли вы тем, как проходит ваш день?

• Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге?

• Что легко и что трудно изменить в вашей жизни?


5. Упражнение «Качества взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».

Цель. Дать возможность поразмышлять над проблемами, волнующими родителей, обращающихся за консультацией к психологу.


Содержание. Упражнение проводится в подгруппе.

В течение нескольких минут родители пытаются выделить 2-3 качества, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком.

Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. Остальные отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. Затем проводится обсуждение в кругу. Высказывают свое мнение по поводу выбранных качеств.


6. Упражнение «На безусловную любовь».

Сядьте по удобнее. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Представьте себе одного за другим всех значимых для вас людей – родителей, мужа, детей, друзей, других. Скажите каждому из них? «Я люблю тебя, безусловно. Я принимаю тебя таким, какой ты есть».


- Найдите среди значимых для вас людей тех, кому вы не можете сказать этого, которых вы не можете принять и любить, безусловно.


Постарайтесь понять:

• Что именно мешает вам сделать это?

• Какие требования вы предъявляете ему?

• При каких условиях вы могли бы сказать ему: «Я люблю тебя, я принимаю тебя таким, какой ты есть».


- Теперь попробуйте поставить себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Чувствует ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете?


Итог. Как вы реагировали на это упражнение? Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить, безусловно? Есть ли у вас чувство протеста против самого принципа безусловной любви и поддержки каждому?


Подвести к выводу. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.


7. Упражнение «Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?»

Делать это можно разными способами:

1. Приветливыми взглядами.

2. Ласковыми прикосновениями.

3. Прямыми словами:

4. Я рада тебя видеть.

5. Ты мне нравишься.

6. Я люблю, когда мы вместе.

7. Мне хорошо, когда мы вместе.

8. Как хорошо, что ты у меня есть.

9. Обнимать ребенка несколько раз в день (4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо не менее 8 объятий и это не только ребенку, но и взрослому).


Вывод. Эти знаки безусловного принятия питают ребенка эмоционально, помогая психологически развиваться. Не желательно скрывать, а тем более копить негативные чувства. Их надо выражать, но выражать особым образом. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.


8. Упражнение «Неоконченные предложения» (обратная связь).

• Я поняла ...

• Мне понравилось ...

• Я почувствовала ...

• Я бы хотела ...


9. Домашние задание.

• Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого, в течение дня (а лучше двух – трех дней), постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой), и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

• Закройте на минутку глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок, вот он приходит домой из ДОУ, и вы показываете, что рады его видеть. Представила? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его, ребенка, в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

• Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день.

• Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

• Написать список заповедей, обычаев, правил, запретов, взглядов своей семьи.