Методическая копилка

Статья: "Кинезиологические упражнения в работе педагога-психолога"

Цель: рaзвитие межпoлушарнoгo взaимoдействия, спoсoбствующее aктивизaции мыслительной деятельности.

Задачи:

1. Развитие общей и мелкой моторики;

2. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

3. Формирование прoизвoльности.

4. Профилактика дислексии и дисграфии.

У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, нарушения памяти, сниженная концентрация внимания, координационные способности, выносливость, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкий уровень произвольности психических процессов. Применение кинезиологических упражнений способствует развитию у детей индивидуальных способностей, развитию психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

 Кинезиология  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления, мелкая и крупная моторика. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Применение кинезиологии в дошкольном учреждении эффективно потому, что наибольших результатов по  интеллектуальному развитию  можно добиться только в дошкольном возрасте, так как кора больших полушарий детей ещё окончательно не сформирована. Упражнения можно использовать,  начиная с 2-3-х летнего возраста.

В детской кинезиологии применяются различные двигательные, дыхательные и энергетические упражнения. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. При выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются мышечные зажимы и непроизвольные, непреднамеренные движения. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Результативной коррекционно-развивающей работе по кинезиологии способствуют определенные условия:

1) занятия проводятся в совместной деятельности с детьми;

2) движения, которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;

3) движения для каждой стороны тела выполняются не менее 2-3 раза;

4) каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд;

5) упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

6) от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

7) упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

8) длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Применяя данную практику, можно сказать, что кинезиологические упражнения эффективно использовать при работе с детьми ОВЗ. Наблюдается положительная динамика развития памяти, внимания, речи, моторики.